Главная страница Выбор языка:

Новости и статьи

Распечатать

Все мы родом из моря

15.июня 2016
Urmas Dresen

3794 км береговой линии, 1521 остров – и это при весьма компактном размере самой страны! Неудивительно, что море, колыбель жизни, занимает особое место в душе каждого жителя Эстонии.

Именно в такой стране Морской музей смог стать самым посещаемым. О своем жизненном пути, Годе морской культуры и Морском музее рассказывает его директор Урмас Дрезен.



Крепкое рукопожатие и доброжелательная улыбка. В этом человеке сразу чувствуется колоссальная энергия и энтузиазм. Впрочем, только с таким напором и оптимизмом можно было воплотить в жизнь смелую идею – открыть еще один филиал Морского музея в Летной гавани, под крышей уникальных железобетонных ангаров, построенных в 1916-1917 годах. Урмас Дрезен принимает нас в своем рабочем кабинете, в административном крыле Морского музея. Сам музей расположен в Толстой Маргарите, легендарной орудийной башне у Больших морских ворот Старого Таллинна. Кресло директора музея Урмас Дрезен занимает с 1998 года.

 

Урмас, расскажите, как все начиналось? Вы работаете в Морском музее с 1979 года. Фактически, вы посвятили ему всю взрослую жизнь. Что привело вас именно сюда?

Начать, возможно, стоит с далекого детства. Мы жили в Таллинне, море всегда было рядом. Каждое лето, где-то с начала 1970-х, мы с родителями отдыхали на острове Аэгна, куда добирались на старом рыболовецком судне, порой и в штормовую погоду. И кстати, я до сих пор не знаю, что такое морская болезнь! Я очень любил мастерить различные маленькие лодки и играть с ними. Да и мама говорит, что рисовал я только корабли. Машины рисовать не умел совсем. А вот корабли – да! Не могу сказать, что именно это и определило мой дальнейший интерес, но начало было положено.
Логичным было пойти после школы в Морское училище, но выяснилось, что у меня зрение не очень хорошее, да и математика с физикой хромали. Уже где-то в восьмом классе я понял, что Морское училище – не самый подходящий выбор, и что стоит, возможно, пойти изучать океанографию. Я решил для себя, что в любом случае хочу образование, связанное с морем. Но опять не вышло. В Эстонии океанографию не преподавали, а в Москву или Ленинград я не решился ехать. И не из-за языка. Вот были у меня все время такие сомнения по поводу своих познаний в физике и математике. В итоге я стал увлекаться журналистикой, изучал ее в Тарту. Через полтора года я подумал, что это не очень хороший выбор для меня. Вернулся в Таллинн, начал искать работу. Как сейчас помню – позвонил из телефона-автомата на улице Пикк прямиком в Министерство культуры! Сказал, что после журналистики планирую идти изучать историю в Тартуском университете, но мне нужна перед этим какая-нибудь работа в музее. Мне предложили два варианта на выбор. Первым был Эстонский музей под открытым небом в Рокка-аль-Маре. Но я жил в районе Пельгулинн, и перспектива добираться в такую даль меня не радовала. Второй вариант – Морской музей. Тогда он только реставрировался. Так как у меня даже высшего образования на тот момент не было, то в первые годы я работал смотрителем. Параллельно писал курсовые работы по морской истории, дипломная работа была о морской торговле в Нарве во второй половине XIX века. Так все и завертелось. В итоге я стал работать в Морском музее уже как научный сотрудник, потом как руководитель отдела истории мореходства.

 

Удивительно получается! Многие преодолевают какие-то серьезные препятствия в жизни, чтобы найти свое призвание и начать, наконец, заниматься тем, что нравится. У вас же получилось так, словно судьба вас сама подталкивала на этот путь.

Да, получается, что так. Но и какие-то испытания тоже были, безусловно. В конце 1980-х годов был мой первый крупный вызов, когда я понял, как непросто руководить очень большим и важным проектом. Это был подъем останков судна в Маазилинна, одних из старейших корабельных останков в Эстонии. Одномачтовое судно без палубы было построено примерно в 1550 году на Сааремаа. Теперь этот прекрасный образец старого эстонского кораблестроения украшает экспозицию в Летной гавани, стоит в ангаре для гидропланов.
Затем последовали другие интересные проекты, и когда в 1998 году появилась возможность выставить свою кандидатуру на должность директора музея, я долго не раздумывал.

 

*
Море учит думать наперед

 

Это явно требует полного погружения в работу и становится стилем жизни.

Все верно. Если хочешь, чтобы твоя работа была связана с морем, то это не может быть просто увлечением, это становится образом жизни. Мне уже трудно разделить, где свободное время, а где рабочее. Но мне это нравится.
Опытные моряки говорили мне, что самое главное в отношениях с морем – это уважение к нему и отсутствие страха. Полное отсутствие страха – это, конечно, безумие. Легкий страх – это нормально. Но он не должен вами управлять. Еще один важный момент – море учит вас думать наперед и быть предусмотрительным. Это я смог испытать на себе, когда мы вместе с друзьями стали регулярно ходить под парусом на небольшой яхте, сначала в Балтийском море, а потом и в Средиземном. Одно дело – большой паром, больше похожий на дом. Другое – управлять судном самому. В итоге я решил, что директор Морского музея уж явно должен иметь хотя бы какое-то образование в этой сфере. Теперь у меня есть морские права, я могу управлять судами длиной до 24 метров, т.н. pleasure craft.

 

Наверняка у вас есть за пазухой множество историй, связанных с морем. Какая придет вам на ум первой?

Вспоминаю свой первый рейс на большой яхте. Мы отправились с друзьями к острову Готланд. Скучно ведь только в одном Пярнуском заливе на красивой большой яхте! И вот, недалеко от острова, нас настиг невероятно густой туман. Ничего подобного я раньше не встречал. Практически нулевая видимость. Но, благодаря отсутствию ветра, мы могли слышать множество разных звуков. Морские птицы, другие корабли. Появился страх, что в таком тумане нас не увидят. У нас даже не было радара, только GPS. Мы приближались к порту Висбю и ориентировались по звукам. Если слышишь, что волны обо что-то ударяются, то сразу напрягаешься: а вдруг это какое-то судно? И как же мы были рады, когда из тумана появились здания порта!

 

Эстония по вполне очевидным причинам считается морской страной. Вы, Урмас, – человек, имеющий непосредственное отношение к морю, со своим видением. Какие сильные стороны в морской сфере Эстония может развивать?

Интеллигентное судостроение. Именно так это называется, и мы могли бы это активно развивать. Сейчас этим занимается небольшая верфь на Сааремаа. Если я не ошибаюсь, то они даже для Швеции пограничные суда строили. В этом я вижу нишу, хоть и небольшую. А еще у нас очень хорошо с пассажирским флотом. Кто бы мог подумать еще 15 лет назад, что Tallink превратится в крупнейшего перевозчика? К сожалению, за все приходится платить – у нас прекрасный пассажирский флот, но с торговым флотом ситуация обстоит не лучшим образом. Думаю, что при определенных изменениях в налоговой системе наши торговые суда снова смогут быть под эстонским флагом. С морским образованием у нас тоже очень хорошо, могу назвать его сильной стороной. Меня вообще радует, что морская культура начинает активно развиваться у нас в стране.

 

*
От Нарва-Йыэсуу до Рухну

 

Можно смело сказать, что деятельность Морского музея под вашим чутким руководством вносит большой вклад в развитие морской культуры. В частности, 2016 год объявлен Годом морской культуры, намечено множество мероприятий. И руководит этим масштабным проектом именно Морской музей.

Идея принадлежит Урве Тийдус, бывшему министру культуры и мэру Курессааре. Она связалась с нами и предложила воплотить в жизнь этот проект. Я был бы дураком, если бы отказался! Так мы стали кураторами года морской культуры.
Мероприятий намечено действительно очень много, и проводиться они будут по всей стране, не только в Морском музее. От Нарва-Йыэсуу до Рухну. Пройдемся по береговой линии, будем проводить мини-фестивали в разных местах. Первый будет в Виймси, после него последуют Пуртсе, Тойла, Нарва-Йыэсуу, Кунда и обязательно – острова. Морская культура не только же в портовом Таллинне, а по всей Эстонии! Всю информацию о мероприятиях можно получить на сайте, посвященном Году морской культуры. Будет очень интересно!

 

Морской музей был назначен куратором Года морской культуры в год своего юбилея. Отличный подарок на 80-летие! Урмас, как изменился музей за 80 лет? Ведь не все эти годы он активно работал?

Сперва здание Морского музея находилось в порту, с 1935 по 1940 год. В связи с бомбежками города музей пришлось закрыть. К счастью, экспозицию удалось сохранить, ее фрагменты были распределены по разным местам в Таллинне. Музей был вновь открыт в 1965 году на улице Пикк, но только в административном здании. Толстую Маргариту начали реставрировать в 1978 году, экспозиция в башне была открыта в апреле 1981 года. А затем у меня появилась достаточно смелая идея открыть новую экспозицию. Разные ее объекты были разбросаны по всему городу. Ледокол «Суур Тылль» стоял в Адмиралтейской гавани, например, и за аренду места нам приходилось немало платить. Мы поняли, что нужно искать новое место – дом для «Суур Тылля», подводной лодки «Лембит» и других ценных экспонатов. В 2004 году удалось получить под эти цели часть Летной гавани. В 2010 году началась реставрация ангаров, в 2012 году мы открылись. И с того времени остаемся самым посещаемым музеем Эстонии, уверенно держимся на первом месте!

 

Что же так привлекает посетителей? В чем секрет успеха?

В случае Летной гавани, например, секрет в сочетании элементов и в том, что они и по отдельности интересны. Уникальные здания, продуманная экспозиция, великолепная подводная лодка. Мы долго решали проблему ржавчины на корпусе «Лембита». Возникла идея поместить его в сухое помещение. В итоге оригинальная трехмерная экспозиция выросла вокруг него. Такой особенный мир. Я был во многих морских музеях в разных странах мира, и могу сказать, что они все похожи друг на друга. Мы захотели сделать что-то совершенно отличающееся, и у нас получилось. Мы также вложили большие усилия, чтобы вся экспозиция сопровождалась информацией на эстонском, русском и английском языках. Даже временные экспозиции мы переводим на три языка. Что, разумеется, привлекает еще большее количество посетителей. Об очередях на выставку «Титаник» писали многие издания. Кстати, благодаря успеху этой выставки мы смогли реставрировать ледокол «Суур Тылль». А это очень важный ледокол! Его первое название – «Царь Михаил Федорович», и ходил он под разными флагами, не только под эстонским. Один из самых современных ледоколов в Балтийском регионе того времени, между прочим.

 

Да, выставка «Титаник» произвела фурор, это действительно так. Кто только не публиковал фотографии оттуда в соцсетях! А будут ли еще подобные выставки в ближайшее время?

Могу точно сказать, что в августе мы предложим посетителям масштабную выставку, посвященную викингам. Уникальная художественная работа, настоящее судно из музея викингов и многое другое. Еще масштабнее и современнее, чем «Титаник». В июле, чтобы подготовиться к большой августовской выставке в Летной гавани, желающие смогут посетить выставку в Толстой Маргарите. Она тоже посвящена викингам, но будет иметь археологический уклон. Уверен, что ваших читателей эти выставки заинтересуют. Впрочем, мы ждем гостей и в любое другое время, наша постоянная экспозиция не менее увлекательна! Всю информацию о ней и о возможности экскурсий вы можете получить на сайте Морского музея: meremuuseum.ee/ru. Мы будем рады вас видеть!

 

С Урмасом Дрезеном беседовал Даниил Иващенко
 

Поиск услуг

Выберите нужное место отдыха поиска, чтобы найти подходящее место и регион.
Деятельность:
Регион:
Kлючевое слово: